Модели
В древней Персии мастерские ткачей были расположены преимущественно на главных площадях и в торговых районах. Мастера использовали для творчества лишь три инструмента – рогульку для набора петель, гребень и нож. За всю свою долгую историю модели претерпели некоторые изменения, однако их по-прежнему изготавливают вручную на всех этапах производства. Наибольшую популярность имеют мануфактуры в Исфахане. Сейчас там делают и персидские ковры с традиционными орнаментами, и варианты с более современным дизайном.
Изготовление любой модели начинается с эскиза. Обычно изображались орнаменты в восточном стиле, но в наши дни дизайн стал более эклектичным.
Нити из шелка или шерсти красят с помощью натуральных материалов для каждой конкретной модели. Затем орнамент вручную воссоздается из пряжи.
Ковры ручной работы из разных городов и провинций Ирана различаются. Самыми качественными и красивыми считаются следующие модели:
- Изделия из города Исфахан стали популярны в Европе и России. Часто эти модели являются копиями средневековых ковров, однако художники трудятся и над созданием новых узоров. Все они имеют медальон в центре, окруженный растительными принтами, птицами и цветами. Чем мельче орнамент, тем дороже ковер.
- Модели из Кума отличаются свежей и необычной цветовой палитрой. Им присущи бежевые, бирюзовые, салатовые и молочные оттенки. Изделия выполняют из настоящего шелка, и они считаются наиболее дорогими среди иранских ковров.
- В городе Тебриз мастера ткут орнаменты на красном, коричневом или темно-синем фоне. Нередко на полотне изображают дворцы, мечети и исторические эпизоды. Лучше всего эти модели смотрятся на полу в просторных помещениях.
- В городе Наин изготавливают модели в светлой цветовой гамме – используется много зеленых и синих оттенков. Часто орнаменты состоят из ветвей деревьев и цветов. Это редкие модели ковров для Ирана, которые ткут их хлопковых нитей.
- Изделия из провинции Габе считаются наиболее дешевыми, а потому, они всегда популярны среди покупателей. Эти модели имеют двухсторонний орнамент. Низкая цена достигается за счет того, что в узоре почти отсутствуют мелкие детали. Такими моделями в Европе часто украшают малометражные помещения.
Какие бывают орнаменты на восточных коврах
Верить или нет в то, что символика на ковровых изделиях способна влиять на жизнь людей – личное дело каждого. Но иметь хотя бы общее представление о том, что несут в себе те или иные знаки, изображенные на полотнах, в любом случае будет полезно.
Растительные орнаменты на восточных, изготовленных вручную или на производстве, коврах значат:
- Цветы и зеленые листья символизируют красоту жизни, исполнение желаний, чистоту намерений;
- Миндаль обещает процветание, молодость, долголетие;
- Гранат оберегает от невзгод, символ любви и плодородия, несет в дом успех;
- Лотос – непорочная чистота, свежесть;
- Хризантема – радость, счастье;
- Персик – прилив сил, обновление, неиссякаемый жизненный потенциал;
- Нарцисс дарует надежду, помогает обрести уверенность, спокойствие.
Порой на восточных коврах встречаются символы, которые могут восприниматься как негативные, например, изображения стручков жгучего перца или цветов репейника с колючками. На самом деле в восточной символике они являются мощными оберегами от недоброжелателей и любых бед.
Что означают изображения мифических животных:
- Драконы – символы счастья, удачи;
- Единороги и пегасы помогают обрести жизненную мудрость, стать благоразумнее;
- Мифологические птицы Симург и Феникс – знаки бессмертия, божественной силы, величия, мудрости, глубокого понимания жизни.
Восточные ковры с узорами, на которых видны животные, птицы, насекомые, несут в себе следующий посыл:
- Орел – мужской символ, наполненный мощью, мужеством, силой воли;
- Лев – сила, храбрость, отвага;
- Петух – вестник утра, дарит энергию, символизирует рассвет жизни;
- Павлин – защитник дома, семейного очага;
- Верблюды – символы выносливости, стремления к цели, достижения богатства;
- Лошадь означает отвагу, доблесть, скорость, благородство;
- Бабочки – символ нежности, счастья;
- Рыбы и их чешуя принесут в дом достаток.
Встречаются в восточных узорах и множество других символов, среди которых есть как понятные, так и довольно загадочные:
- Звезда и ее сияние принесут в дом истинное счастье;
- Свастика, которая многим кажется пугающей, на самом деле символизирует силу природы, мощь четырех стихий, считается сильнейшим по своей энергетике оберегом;
- Знак Инь-Ян – соединение мужского и женского начала, символ гармонии, любви;
- Глаз – защита от дурных людей, их нечестных намерений;
- Крючки и S-образные символы – также элементы защиты;
- Чинтамани – древнейший и один из наиболее мощных символов, похожий на три круга, заключенных в треугольник с волнистыми гранями, помогает достигать желаемого, добиваться поставленных целей.
Самостоятельно разобраться в непростой символике восточных ковров непросто. Однако при покупке изделия у грамотного продавца, стремящегося к тому, чтобы не просто продавать товар, но и принести пользу покупателю, можно получить полные и развернутые объяснения каждого из знаков, расположенного на полотне.
Правила ухода
Уход за турецкими коврами не сложный. Надо только придерживаться правил:
- откажитесь от машинной стирки;
- пылесосьте, но не выбивайте;
- не используйте горячую воду для чистки;
- не расстилайте на полу мокрый ковер;
- сушите ковер горизонтально;
- храните свернув в рулон, обернув дышащей тканью.
Будьте внимательны при выборе ковра и во время ухода за ним. Не поддавайтесь обману: натуральный шелковый ковер, естественно, не будет стоить дешево. Не покупайтесь на сладкие речи льстецов, желающих обвести вас вокруг пальцев. Всегда будет лучше иметь дело с фирменными магазинами. Они дорожат своей репутацией. Такие заведения не рискнут продавать клиентам подделки. Помните, что качественный турецкий ковер стоит дороже нежели дешевый поддельный товар.
Материалы
Первые ковры изготавливались исключительно из натуральных материалов: шерсти овец новозеландской породы. Сегодня материалы для производства разнообразны и обладают определенными характеристиками, преимуществами и недостатками, которые необходимо учитывать при выборе изделия. Именно это обеспечит долговечность эксплуатации и принесет положительные эмоции от покупки.
Фабрики-производители ковров в Бельгии используют следующие материалы:
- овечья шерсть;
- вискоза;
- акрил;
- хит-сет или полипропилен;
- бамбуковый шелк.
Натуральная шерсть для бельгийских ковров проходит тщательный контроль качества. Используется отборная овечья шерсть, которую состригают весной. Шерстяные ковры самые плотные, так как и основа, и ворс выполнены из натуральной шерсти.
Достоинства шерстяных ковров:
- стойкость цвета;
- шумоизоляция;
- экологически чистые;
- теплые и приятные на ощупь;
- долговечные в эксплуатации.
Недостатки: высокая цена, могут вызывать аллергию. Покупка шерстяного бельгийского ковра – это инвестиция в дизайн комнаты более чем на 10-15 лет.
7фотографий
Вискозу нельзя отнести ни к натуральным, ни к искусственным материалам. Она производится из натуральной целлюлозы, которая обрабатывается специальным раствором кислоты. Растворенная целлюлоза на специальных прядильных станках превращается в мягкое тонкое волокно – вискозу или искусственный шелк. Ковры из этого материала мягкие на ощупь, шелковистые, хорошо пропускают воздух, обладают свойствами самопроветривания, долго сохраняют первоначальный вид и яркость красок. Вискозные ковры гипоаллергенны. Цена изделий из вискозы на порядок ниже шерстяных. Вискозные ковры поглощают влагу и требуют только сухой чистки. Данные особенности обеспечивают лидирующее положение на рынке ковров из вискозы.
Бамбуковый шелк – материал, изготовленный с помощью специальных технологий и преобразовательных процессов из бамбука, также, как и вискозу, скорее можно отнести к натуральному. Бамбуковый шелк был изобретен в Японии в начале 2000 г. Он представляет собой тонкие, блестящие, гладкие нити. Особенностями изделий из данного материала является антиаллергичность, антистатичность, не скапливают пыль и загрязнения, легко чистятся, долговечны в использовании, сохраняют яркость цвета и четкость рисунка. Сложные художественные рисунки получаются четкими и яркими в изделиях из этого материала.
Полипропилен или хит-сет – искусственный материал, на ощупь значительно жестче шерсти. Волокна хит-сет окрашиваются сразу в процессе производства, что придает картине готового изделия глубину и насыщенность цвета. Полипропиленовые ковры плотные, обладают повышенной шумоизоляцией, легко чистятся, но ворс может электризоваться. Контроль за производством данного искусственного материала исключает провоцирование аллергических реакций.
Акрил – это полностью синтетическое волокно. Для производства бельгийских ковров используется акрил высокого качества, поэтому отличить такое изделие от шерстяного на ощупь практически невозможно. Акриловые ковры ярких цветов, не скапливают статическое электричество, экологически безопасные и гипоаллергенные. Синтетический материал препятствует размножению вредоносных организмов и не боится моли. Цена акриловых ковровых покрытий демократичная, а качество и дизайн на высоком уровне.
Для производства высокохудожественных ковровых изделий гобеленов используется набор материалов:
- акрил;
- люрекс;
- полиэстер;
- хлопок.
Рекомендации по размещению
Чаще всего килим располагают на полу. Причём его размер должен зависеть от количества мебели в комнате. Если у вас много свободного пространства на полу, где отсутствует мебель, то можно подобрать килим по размеру под свободную площадь.
Правильное расположение ковра является очень важным, поскольку с его помощью можно сделать интерьер визуально более просторным и уютным. В небольших комнатах лучше класть маленький килим. Так можно визуально расширить пространство комнаты. Для больших гостиных и других помещений лучше подбирать только довольно широкие объёмные изделия, они придадут этому помещению роскоши и простора.
В первом случае изделие располагают между мебелью в гостиной. Чаще всего кладут перед диваном или креслами, но ковёр не попадает под них. На такой ковер можно поставить только журнальный стол.
Второй вариант – на большой ковёр ставится вся мягкая мебель, но он заходит не более чем на половину под мебель. Так можно сделать акцент на диванной зоне и выделить её в интерьере.
Третий вариант размещения больше подходит для больших по площади помещений. В этом случае полотно приобретают точно по площади комнаты и располагают на нём все элементы мебели. Так можно окунуть весь интерьер в восточную атмосферу. Также размещение такого изделия зависит от его внешних качеств. Если это довольно грубый безворсовый килим, то его можно постелить на пол.
Но если у вас изысканное изделие ручной работы без ворса, то не стоит стелить его в проходных зонах. Лучше украсить им стену или накинуть на кровать в спальне вместо покрывала
Не забывайте, что килим должен быть центральным элементом помещения, поэтому важно расположить его в самой акцентной зоне помещения
Подробнее о том, как подобрать ковер, вы узнаете из следующего видео.
Как ухаживать?
Несмотря на высокое качество и долговечность иранских ковров, никто из обладателей изделий не застрахован от такой проблемы, как появление пятен не поверхности. Пыль и песок, попадающие на полотно, влияют на качество ворса. Также загрязнения оказывают негативное воздействие на цвет ковра. Во избежание подобных проблем необходимо ознакомиться с некоторыми важными особенностями по уходу за изделием. Для начала стоит сказать о том, что ковры не рекомендуется использовать в помещениях с высоким уровнем влажности. На поверхность персидского полотна не должны воздействовать химические токсичные вещества.
Используя ковер в комнате, необходимо учесть то, что на него нельзя ставить предметы с острыми ножками. Особенно это касается той мебели и тех декоративных элементов, в которых эти элементы изготовлены из металла. Предотвратить неравномерное изнашивание поможет смена положения изделия.
Для сушки персидских изделий нельзя использовать теплый или холодный воздух. Это может негативно отразиться на структуре ворса. Если вы пролили на полотно даже небольшое количество жидкости, необходимо сразу же удалить пятно. В обратном случае влага впитается в основу и испортит внешний вид дорогостоящего ковра.
Особенности расположения узоров
В зависимости от того, каким образом расположен на ковре узор, можно выделить несколько типов:
- Медальон – находится в центре композиции, состоит из множества элементом, бывает круглым, овальным, ромбовидным, ассоциируется с солнцем, иногда напоминает изображение глаза;
- Авшан – переводится как усеянный и представляет собой повторяющийся по всей площади изделия рисунок без использования центрального медальона;
- Хешти – изделие условно разделено на квадраты, в каждом из которых содержится индивидуальный орнамент;
- Михраб – изображение молитвенной ниши мечети в дополнении с растительными мотивами и другими причудливыми формами.
Производство
Несмотря на обилие современных технологий и их повсеместное использование, туркменские изделия плетутся по старинным технологиям, то есть основные работы выполняются вручную.
Это во многом определяет стоимость изделий – средняя цена за квадратный метр шерстяного ковра составляет около 300 долларов США. Естественно, что есть экземпляры, которые стоят гораздо дороже. На конечную стоимость влияют:
- размеры. Есть миниатюрные коврики, стоимость которых переваливает за 1000 долларов;
- материалы изготовления;
- рисунок. Полотно с обычным рисунком, естественно, будет стоить гораздо дешевле эксклюзивных изделий.
Вообще, в Национальном Музее Туркменистана хранится самый большой ковер, который занесен в книгу рекордов Гиннеса. Кроме того, в музее выставлены и другие необычные экземпляры, например, полотна, на которых изображены Юрий Гагарин и другие исторические личности.
Процесс изготовления ковра
Рекомендации по размещению
Чаще всего килим располагают на полу. Причём его размер должен зависеть от количества мебели в комнате. Если у вас много свободного пространства на полу, где отсутствует мебель, то можно подобрать килим по размеру под свободную площадь.
Правильное расположение ковра является очень важным, поскольку с его помощью можно сделать интерьер визуально более просторным и уютным. В небольших комнатах лучше класть маленький килим. Так можно визуально расширить пространство комнаты. Для больших гостиных и других помещений лучше подбирать только довольно широкие объёмные изделия, они придадут этому помещению роскоши и простора.
В первом случае изделие располагают между мебелью в гостиной. Чаще всего кладут перед диваном или креслами, но ковёр не попадает под них. На такой ковер можно поставить только журнальный стол.
Второй вариант – на большой ковёр ставится вся мягкая мебель, но он заходит не более чем на половину под мебель. Так можно сделать акцент на диванной зоне и выделить её в интерьере.
Третий вариант размещения больше подходит для больших по площади помещений. В этом случае полотно приобретают точно по площади комнаты и располагают на нём все элементы мебели. Так можно окунуть весь интерьер в восточную атмосферу. Также размещение такого изделия зависит от его внешних качеств. Если это довольно грубый безворсовый килим, то его можно постелить на пол.
Но если у вас изысканное изделие ручной работы без ворса, то не стоит стелить его в проходных зонах. Лучше украсить им стену или накинуть на кровать в спальне вместо покрывала
История азербайджанского ковроткачества
По свидетельствам археологов история ковроткачества на территории современного Азербайджана начинается со второго века до нашей эры. Проведенные раскопки свидетельствуют о том, что территория, которую занимает современный Азербайджан, была центром огромного вида ремесел, хорошо развитыми были сельское хозяйство, животноводство, а так же металлообработка и гончарное искусство. И тот факт, что при раскопках Гультапина обнаружили инструменты ковроткачества, которые относятся к IV-III тысячелетию до нашей эры, говорить о сформировавшемся ковровом ремесле как отдельном виде декоративно-прекладного искусства. Именно, народы северной Мидии, территория Южного Азербайджана, начали первыми использовать ковры не только в быту, но и для украшения интерьеров. По свидетельствам древнегреческого писателя и историка Ксенофонта, именно у них Персы в V веке до н.э. переняли эту традицию.
Когда в 11 веке современная территория Азербайджана попадает под власть Сельджукской империи, начинается тюркизация населения региона (на тот момент это были племена иранские и албанские) в результате миграции тюркских племен. Как результат начинается формироваться азербайджанский этнос, который станет полноценным народом к концу XV века.
Именно с этого столетия объемы ковроткачества доходят до размеров промышленной индустрии. Ковры экспортируются в огромное количество стран, включая западную Европу. О коврах писали английский путешественник XVI века Антони Дженкинсон и голландский мореплаватель XVII века Ян Струйс. Изящные узоры и изысканные орнаменты азербайджанских ковров покорили европейских живописцев. На картинах фламандских, итальянских, голландских художников можно встретить самых ярких представителей азербайджанского ковроткачества:
Ян Ван Эйк Мадонна с ребенком 15 век Ковер «Зейва», Губа
Карло Кривелли The Annunciation with Saint Emidius XV век
Ганс Мемлинг «Мария с младенцем», XVI век, ковер Мугань, Карабах
На протяжении многих столетий территории Южного и Северного Азербайджана становились частью разных государств, различные религиозные и племенные культуры повлияли на формирования определенного стиля азербайджанских ковров. Благодаря этому процессу сформировалось несколько основных центров производства ковров ручной работы, каждый из которых отличался своим особым стилем, как художественным, так и техническим.
Туркменские ковры: цвета и узоры
Каждое туркменское племя разработало свой уникальный дизайн, или гул, который отличает ковры разных племен и родов друг от друга и туркменские ковры от других восточных ковров. Конструкции и узоры также традиционно варьируются от деревни к деревне. Например, клан Эрсия у Каспийского моря использует якорный мотив.
Родовые туркменские узоры в дизайне преимущественно геометрические. Для туркменского ткачества характерно множество вариаций красного цвета. Происхождение орнаментальных ковровых конструкций коренится в реалиях туркменской повседневной жизни и местности, где они живут, таких как местная растительность и животные, поля. Эти конструкции встречаются как в Гольсе, ковровых узорах центрального поля, так и в обрамлении и краях ковра.
Главными украшениями на туркменских коврах являются первичные и дополняющие их «гели» — ковровые узоры, вдохновленные природой, бытом и обычаями туркменского народа, иногда дополняющие чувства, мечты, радости, печали, надежды и пожелания ткачей и их племен. Также выражают героизм, мужество и преданность Родине.
В современных туркменских коврах сохранились гели ранних туркменских племен. Через Салор и их ковры ученые почерпнули понимание ранних туркмен и их ремесел. Салорские племена до сих пор считаются первопроходцами туркменского ковроткачества. В конце 19 века, когда Салоры практически перестают делать ковры, на торговых рынках появляются Сарыкские и Теккинские ковры с очень популярными для Салор узорами.
Туркменский красный цвет варьируется от ярких праздничных оттенков до темно-вишневого и коричневого. Он дополняется дизайнами, выполненными в желтых, темно-зеленых, синих, темно-синих и белых тонах. Центр обрамлен темно-синим, темно-коричневым и иногда черным цветом. Белые детали геля гармонируют со всей окраской ковра отчасти из-за естественного теплого коричневого цвета подложки.
Как делают лоскутные коврики своими руками
Коврик имеет не только чисто практическое предназначение, но и может использоваться как элемент интерьера. Он делает помещение уютнее и наряднее. Кроме того, каждое такое изделие уникально.
На его исполнение уйдет не много материальных затрат, а для его шитья подойдут даже старые вещи, из которых и вырезать необходимые элементы.
Коврики в стиле пэчворк: выбор материалов
Если коврик будет укладываться на пол, потребуется подбор тканей, отличающихся повышенной прочностью; это может быть:
- материал типа мешковины;
- льняная ткань;
- плащевка
Запомните: в помещении не должно быть слишком большого количества таких работ.
Если предполагается постелить его в прихожей. Кроме того, он не должен растягиваться, но хорошо стираться.
Если коврик из лоскутов будет постелен в спальне или детской, наоборот, он должен отличаться мягкостью.
Технология изготовления лоскутного коврика
Процесс изготовления ковра из лоскутов выглядит следующим образом:
- подготавливаются элементы выбранной формы и размера;
- размещаются по шаблону;
- подготовленные части соединяются сначала сметыванием;
- если не требуется никаких корректировок, или после их проведения, детали сшиваются на машинке.
- оформляется обратная сторона основы.
Аккуратно выполненные и грамотно примененные, ковры в технике пэчворк будут предметом вашей гордости.
Важно! После завершения всех работ готовый коврик из лоскутов нужно постирать. Пэчворк – интересная техника изготовления различных изделий
Освоив ее, домашняя мастерица сделает свое жилище нарядным и более уютным. Кроме того, это – оригинальный подарок
Пэчворк – интересная техника изготовления различных изделий. Освоив ее, домашняя мастерица сделает свое жилище нарядным и более уютным. Кроме того, это – оригинальный подарок.
Стиль
Ковры в технике лоскутного шиться могут выглядеть очень по-разному, поэтому позволяют использовать себя в различных интерьерах:
- Шелковые восточные ковры будут прекрасно смотреться в этнических интерьерах.
- Также они помогут создать эклектику, поэтому применимы в качестве элемента дизайна смешанных интерьеров.
- Лоскутное шитье, кроме того, великолепно разнообразит холодный и сдержанный скандинавский стиль.
- Такие ковры могут выглядеть очень современно, если при их исполнении использованы нейтральные цвета и фактуры. Они превосходно дополнят гостиную в современном стиле или рабочий кабинет.
Это интересно: Ковры в виде картины — красивые современные модели в интерьере