Римская мозаика в интерьере

Историческая ретроспектива

Искусство выкладывать узоры и целые сюжетные картины из разноцветных кусочков (камней, керамических плиток, цветного стекла и т.д.) зародилось в глубокой древности. Оно развивалось в разных странах и везде имело свои особенные черты.

Известны римские мозаичные картины, которые покрывали полы и стены дворцов, терм или общественных зданий. Выполнялись панно из камешков и смальты.

Смальта – особое стекло, которому придавали разные цвета при помощи добавок: золота, ртути, меди и т.д. Металлы добавляли в различных сочетаниях и пропорциях и получали разные оттенки смальты.

Но византийское искусство поднялось на ступеньку выше, чем римское. Мастера сумели детально проработать технологию получения необходимых исходных материалов для создания великолепных мозаичных картин.

Для начала отдельные элементы стали намного мельче и изящнее, что позволило создавать более утонченные работы. Затем и основу мозаики – смальту – подвергли усовершенствованиям.

Именно древние умельцы научились смешивать обычное стекло с различными добавками, в результате получили несколько сотен цветов и оттенков. Искусные художники стали создавать из этих цветных кусочков великолепные по богатству мозаичные полотна.

Качество старинной работы было настолько высоко, что мозаика не потускнела от времени. И любоваться древними шедеврами могут и современные ценители художественных работ.

Что такое византийская мозаика — видео

Эти пано отличало не только искусное составление и подбор цветов, но и небывалый размах и монументальность. Это поистине огромные полотна, которые производили неизгладимое впечатление на зрителей.

История

Искусство мозаики на стенах зданий из камней римляне почерпнули у греков, практикующих этот метод украшения зданий со второго века до н. э. Расцвет этого направления пришелся на период успешных военных походов Юлия Цезаря и Октавиана Августа, когда империя богатела за счет сбора контрибуций. В древнеримское государство призывали из Греции мастеров для работы и обучения подмастерьев. Таким образом государство на Аппенинском полуострове получило наследие культуры мозаики от Эллады.

Римская мозаика

Сначала рисунки были очень примитивными и состояли из геометрических фигур и линий. Ремесло мозаики постепенно совершенствовалось, и мастера научились изображать на настенных картинах с помощью камней людей и животных. Усложнялась техника мощения — рисунки становились все более сложными, менялись и совершенствовались материалы: на них изображались охота, театральные и военные действия.

Работы, выполненные в более сложных техниках, таких, как опус сектиле, были доступны состоятельным людям, в чьих домах подобным образом украшались стены, полы, потолки.

Мозаичные рисунки применялись не только для украшения жилищ, но и для предупреждений — надписей, например, о том, что в доме живет собака и охраняет его. Слова «Cave canem», означающие «Берегитесь собаки» сопровождались картинкой на дорожке к дому.

Известна выполненная в технике мозаики картина с изображением Александра Македонского и царя Дария третьего «Битва при Иссе». Она сохранилась в Помпеях в доме Фавна.

В III веке нашей эры в Римской империи разразился экономический кризис. Как ни странно, в это время искусство мозаичного рисунка получило наиболее мощное развитие, так как богатые и могущественные люди стремились скрыть наступление дефолта от простых людей. Внешний блеск римских дворцов патрициев скрывал неблагополучие экономики великой империи от плебеев.

Разновидности

Такие мозаики имеют похожие цвета, но отличаются по материалу изготовления.

Мозаичное панно можно разделить на несколько разновидностей:

  • Стеклянные плитки. Количество плиток из золотых стеклышек в одном панно бывает не слишком большим, потому что стекло, обработанное под золото, выглядит очень броско и ярко.
  • Керамические плитки. Их в одном панно бывает большего всего, так как они имеют успокаивающий равномерный цвет, смотрятся по-дизайнерски и хорошо сочетаются с другими деталями интерьера. Для достижения позолоченного эффекта добавляются различные золотосодержащие смеси.
  • Смальтовые плитки. По внешнему виду и технологии производства похожи на стеклянные плитки, но отличаются от них большей прочностью и долгим сроком службы. Уголки таких плиток редко откалываются, а их поверхность очень трудно повредить. Чаще всего используются для напольных покрытий в помещениях с большой проходимостью.

Помимо различий в материалах изготовления, плитки золотых мозаик могут иметь различную форму: классическую квадратную, прямоугольную, шестиугольную, восьмиугольную, рандомную (где каждый кусочек отличается от другого) и круглую. Самыми распространенными являются квадратные и круглые варианты.

Как использовать римскую мозаику в интерьере?

Больше всего такая плитка подходит для обстановки, которая выполнена в античном стиле. Вы можете заказать небольшое панно или фреску или же нанять мастера для отделки большой площади в помещении.

При оформлении комнаты мозаикой следует соблюдать одно простое, но важное правило: чем просторнее помещение, тем крупнее должна быть картина из плитки. Ведь в слишком большой комнате миниатюрное изображение просто затеряется

При этом в маленьком месте обилие фресок или плиточного орнамента может выглядеть слишком вычурно и неуместно. Попытайтесь найти наиболее гармоничный вариант.

Чаще всего для составления композиции используют натуральные камни. Однако такой вариант отличается достаточно большой стоимостью. Поэтому можно выбрать для мозаики керамику или более доступные современные разновидности плитки.

Помните о том, что поверхность, на которой будет располагаться римская мозаика, должна быть однотонной. Иначе вы не достигнете желаемого эффекта и посторонние цвета и орнаменты будут отвлекать от мозаичной картины. Если вы хотите разместить крупное изображение в просторной комнате, то расположите его по центру. Так мозаика будет выглядеть наиболее выигрышно.

Кстати, если ваша квартира выполнена совсем не в античном стиле, а разместить римскую мозаику вам все же хочется, то не стоит отказывать себе в таком удовольствии. Особенность римской мозаики заключается в том, что она отлично сочетается с разными видами стиля, хоть и сама является достаточно яркой.

Во все времена такое искусство было показателем хорошего вкуса и высокого статуса владельца дома. Поэтому не стоит переживать, что вы рискуете оказаться не в самом выгодном положении, если добавите римской экзотики в свой привычный интерьер. Римская классика будет актуально всегда, эта техника не подвластна времени.

Используйте плитку для оформления чаши своего бассейна. Или же облицуйте мозаикой каминный зал. Вот увидите, такой прием не останется без внимания. А если вы решите полностью оформить ванную комнату в стиле римской эпохи, то результат будет просто потрясающим. Дополните пространство подходящими по стилю аксессуарами, и у вас получится великолепный интерьер.

Процесс создания мозаики показан в видео ниже.

Материалы

Последний тренд в интерьере 2019 года – тактильность. Всегда хочется иметь в доме приятные на ощупь ткани и мебельную обивку, по полу ходить босиком. В текущем году дизайнеры уделяют максимально много внимания мягким тканям и другим материалам, к которым хочется прикасаться. В моде все натуральное, близкое к природе.

Ткань

На первом месте – бархат, замша. Как и в мебели, чаще выбирается многофункциональный, легкий текстиль, который можно взять с собой. Много бахромы и кистей в декоре. Натуральный текстиль в приоритете – подойдет к любому стилю. Больше внимания ковру, как акцентному, часто даже художественному объекту.

Мрамор, бетон и тераццо

Мрамор остается в тренде, но больше предпочтение розовым, черным и серым породам. С прошлого года остался тераццо в отделке и мебели.

Бетонные плафоны и элементы декора выступают как акцент авторского интерьера. Но самое интересное применение бетон находит в ванных комнатах. Купели и раковины, обработанные специальной пропиткой, долговечны и выглядят необычно и ново.

Металл

Латунные элементы – тренд большинства европейских производителей. Особенно четко это проявляется в оформлении ванных и кухонь. Новика 2019 – смешение нескольких металлов в одном проекте. К латуни добавляется серебро, бронза и немного золота. Теплую палитру обстановки великолепно дополняет медь.

Стекло

При выборе стеклянных элементов нужно не мелочиться, в прямом смысле слова. Крупные плафоны и большие объекты из стекла – тренд года.

Архиепископская капелла

В бывшей резиденции равеннских епископов, которая сегодня является музеем, находится небольшая домовая церковь. Это и есть Архиепископская капелла (Cappella Arcivescovile di Sant’Andrea), освященная в честь апостола Андрея. Ее создавали на рубеже V-VI веков.

Что интересно, не все убранство здесь мозаичное, есть и расписанный (но гораздо позже) темперной краской люнет на сюжет снятия Господа с Креста.

Замешательство может вызвать мозаика над входной дверью капеллы. Это редко встречающийся образ Христа-воина. Он сложился под влиянием уже существовавших канонов изображения римских императоров.

Иисус одет в доспехи, через плечо перекинут голубой плащ, заколотый драгоценной булавкой; в правой руке – крест, в левой – раскрытая на надписи «Ego sum via, veritaset, vita» книга. Фразу можно перевести как «Я есть путь, истина, жизнь». Господь ногами попирает символы зла – льва и аспида. Да, лев выступает универсальным персонажем, могущим олицетворять как силы светлые, так и темные. С аспидом таких проблем не возникает: это тот самый змей, искусивший Еву яблоком с древа познания. Других значений у него нет.

Обязательными элементами любого (и мозаичного, и живописного) убранства христианского храма являются растительные орнаменты, узоры, птицы и цветы. Это все – символы райского сада. В случае с Архиепископской капеллой многочисленные лилии можно встретить на своде прямо над входом.

Преимущества

Специалисты из сферы декорирования составили перечень достоинств использования данного тренда в современных интерьерах.

Долговечность

Фрески, созданные мастерами еще в далекие времена, сохранились до нашего времени. Современные изделия могут похвастаться долговечностью и практичностью. После укладки украшение сохранит красоту на протяжении многих десятилетий. Это лучший выбор отделки для тех, кто не любит часто менять декорирование, тратить на эту работу время и деньги.

Классика

Рисская мозаика сохранила свою актуальность на протяжении нескольких сотен лет и дошла до нашего времени. Такой декор является модным, стильным и классическим. Не зависимо от модных тенденций и изменений в сфере декора мозаика в актиническом стиле будет уместна и актуальна.

Надежность

Материалы, используемые для изготовления частиц мозаики, могут похвастаться износостойкостью, практичностью, устойчивостью к механическим нагрузкам и повреждениям. Качественная плитка сохраняет форму и фактуру достаточно долго. Она не трескается и не лопается.

Уход

Ухаживать за композицией из мозаики легко. За счет прочной текстуры материала, плотности пыль и загрязнения остаются на поверхности. Обычной влажной уборки будет вполне достаточно, чтобы очистить поверхность.

Локальный ремонт

В случае повреждения одного из элементов композиции его можно заменить новым, не демонтируя целое полотно. Такая возможность значительно сократит затраты на ремонт.

Особенности мозаики в римском стиле

Напольные и настенные сюжеты мозаик использовались для украшения помещения и выполняли две главные задачи: украшение интерьера и обеспечение его функциональности.

Характеризуя римскую мозаику, хочется отметить, что присущие ей богатство и роскошь гармонично переплетаются с нотками легкости в композиции. По сравнению с монументальными образами мозаик византийского происхождения данному покрытию присущи обыденность и в то же время нарядно-декоративный эффект, придающий ей праздничность.

Полы, выложенные из современного плиточного покрытия, оформленного в стиле мозаики, ничем не поступаются древним рисункам, наоборот, смотрятся еще интереснее. Сегодня плитка-мозаика позволяет более точно передать красоту тысячелетних мотивов, придав им новый осовремененный вид.

Модный тренд №2. ИМИТАЦИЯ ДЕРЕВА

Плитка «под дерево» – актуальный тренд сезона. Керамику не отличить от деревянных покрытий ни на вид, ни на ощупь. Но в отличие от дерева, плитка не боится воды. Керамические покрытия чрезвычайно устойчивы к механическим и органическим воздействиям. Эти качества делают плитку незаменимым материалом для отделки как общественных помещений, так и частных интерьеров с большой проходимостью.

Новые технологии позволяют создавать керамическую поверхность, приятную на ощупь, с бархатистой «мягкой» текстурой, ощущение от прикосновения к которой сравнимо с прикосновением к ткани или дереву.

1. Керамическая плитка из коллекции Scrapwood напоминает «грубые» доски из разных пород древесины, комбинация контрастных цветов придает неординарный вид отделке кухни. Impronta Ceramica, www.impronta.it

4. Напольная плитка из коллекции Type 32 выглядит как наборный паркет «в елочку» из ценных пород дерева. Керамическая плитка, LeaCeramiche, www.ceramichelea.it

6. Напольная плитка из коллекции Kerlite Forest, имитирующая паркет. Такое покрытие неотличимо от пола из натурального дерева не только по виду, но и на ощупь, Cottod’Este, www.cottodeste.it

7. Напольная плитка из коллекции Urban Wood «маскируется» под покрытие из состаренных досок, CeramicaFioranese, www.fioranese.it

8. Напольная плитка из коллекции Woodplace создает эффект комбинированного пола из камня и дерева, Ragno, www.ragno.it

Этапы создания

Современные мозаики в храме практически заменяют собой роспись стен. В главном петербургском православном храме – Исаакиевском Соборе – мозаика покрывает 592 кв. м. Художники смогли передать блеск холодного металла, перелив атласных одежд, тепло и мягкость человеческой кожи. Здесь задействовано более 12 тыс. цветов и оттенков.

В мае 2020 г. в Москве закончилось строительство Главного храма Вооружённых сил Российской Федерации. Площадь мозаики в храме составляет 2644 кв. м. – по числу полных кавалеров Ордена Славы. Фотографии нового собора передают роскошь и многоцветие храмового мозаичного декора.

Художественная идея

Создание мозаики в храме – процесс непростой и кропотливый. Мастера-мозаичисты говорят, что работа по укладке занимает лишь 20 % времени, остальные 80 % – разработка эскиза и подготовка кусочков смальты.

Идея храмового мозаичного убранства с древних времен до наших дней несет в себе прославление красоты и благодати Божьего мира. Абстрактный замысел воплощается в конкретную композицию, изображение праздника или святого.

Для получения выразительной, живописной работы художник-монументалист принимает во внимание мельчайшие детали: сколы камня, рельеф поверхности, размер швов между кусочками

Технология изготовления

 Смальта изготавливается в промышленных условиях. К кварцевому песку добавляют оксиды металлов для получения разнообразных цветов и текстур. Минеральные добавки обеспечивают:

  • ударопрочность;
  • устойчивость к атмосферным воздействиям;
  • морозостойкость;
  • яркость и насыщенность цвета.

Смесь запекается при температуре от 140 до 1400 град. Частицы сплавляются, становятся непрозрачными. Толща материала заполняется множеством крошечных пузырьков и начинает словно светиться изнутри.

В византийских храмах мозаика укладывалась прямым способом. Он используется и сейчас. На основу (стену) с перенесенным рисунком накладывается слой раствора, в него вдавливаются камни. Швы тонируются в конце работы, либо предварительно окрашивается раствор.

Сейчас мозаичная кладка часто производится в обратном порядке. Изображение выкладывается в зеркальном виде на твердую основу с наклеенным холстом или полимерной сеткой. Кусочки закрепляются водорастворимым клеем, это дает возможность подправить композицию.

Мозаика приклеивается на постоянное место. Швы заполняются песком, излишки выметаются. Готовое панно сохнет не менее недели, затем швы окончательно затираются.

Стиль и дизайн

Мозаика распространилась по всему земному шару, и каждый народ добавлял в этот вид искусства что-то свое, свойственное только этой нации. На сегодня можно выделить несколько стилевых направлений. Рассмотрим некоторые из них подробней.

Александровская мозаика появилась в IV веке нашей эры. Она получила свое название в честь великого полководца Александра Македонского и изображала эпизоды из его походов. В цветовой палитре преобладают несколько натуральных оттенков – это красный, красно-коричневый, белый и желтый. Рисунок, характерных для данного стиля, выкладывался строго по определенной границе. Элементы мозаики вырезались из мрамора или стекла, полировались особым образом. При этом они никогда не выходили за обозначенные пределы.

Византийская мозаика появилась примерно в VI-VII веках и не потеряла своей актуальности и по сей день. Она высоко ценится и легко узнаваема благодаря некоторым своим особенностям.

Во-первых, она выкладывается из смальты – именно Византия считается ее Родиной. Во-вторых, это обязательно золотистый фон. Для получения различных оттенков смешивают несколько видов металлов в разных пропорциях. Это может быть медь, ртуть и даже частички золота. Все изображаемые объекты имеют совершенно четкие контуры и правильные пропорции – элементы имеют форму кубика. Поэтому вблизи картина кажется несколько грубоватой и раскрывается во всей своей красе только с некоторого расстояния.

Классические примеры сюжетов, изображаемых с помощью византийской мозаики, можно наблюдать во многих храмах Италии, сохранившихся с древнейших времен. Сегодня же в такой технике можно выкладывать абсолютно любые картинки. Это могут быть мифические животные типа дракона или фантазийные цветы. Неплохо смотрится в данном стиле и морская тематика – рыбы, дельфины, прибрежные пейзажи.

Флорентийская мозаика названа в честь одноименного города Флоренция, в котором она впервые появилась. Она изготавливается из природного камня – чаще всего из морской гальки, и считается одной из самых сложных в исполнении. Для флорентийского стиля характерна укладка элементов вплотную, практически не оставляя места для швов и затирки. А поскольку все фрагменты от природы имеют самую разнообразную форму и оттенки, то подогнать их друг к другу – процесс очень трудоемкий.

Михайловская мозаика зародилась в Средних веках на основе византийской школы. В описываемой технике преобладают все оттенки зеленого и золотого. Сюжеты мозаики в основном библейские – в этой технике расписан Собор Святой Софии в Киеве. Благодаря разнообразным оттенкам изображение получается не статичным, а живым и интересным, за что этот стиль и ценится во всем мире.

Софийская мозаика обладает более разнообразной цветовой палитрой, чем предшествующая школа. Для этой мозаики использовались кусочки смальты разнообразных форм – квадратные, овальные и даже треугольные. При этом укладывались они не столь тщательно, как это делали флорентийские мастера.

Римская мозаика также выкладывается из смальты. При этом используются очень маленькие кусочки, что позволяет добиться высокой точности картины. Такая техника особенно хороша для изображения людей, природных пейзажей, а также различных представителей флоры и фауны. Благодаря данной технике особенно хорошо удается передать цветы и животных в движении.

Русская мозаика изготавливается из камня. Ее преимущество перед остальными стилевыми направлениями в том, что такая мозаика может быть создана на изогнутых поверхностях, на которых невозможно применить классические технологии. В технике русской мозаики можно изготавливать небольшие поделки типа шкатулок или письменных приборов. Ее суть заключается в том, что сама основа будущей картины создается из прочного, но не очень дорогого камня, на который сверху наклеивают пластинки из полудрагоценных камней размером примерно 5 см2.

Флоренция

Флорентийская мозаика Pietra Dura (с итальянского – «поделочный камень») — уникальная техника, самая сложная из существующих. Это древнейшее искусство, в основе которого положена работа с каменными пластинами.

Флорентийская мозаика была особенно популярна в XVI-XIX вв. В конце XVI в. В город были приглашены мастера из Милана, в котором создание изделий из камня в тот период времени процветало. Покровителями мастеров выступали члены семьи Медичи, которые создавали первые мастерские и впоследствии стали главными заказчиками.

Особенности направления:

  • В работе использовали полудрагоценные камни — тигровый глаз, аметист, малахит, лазурит, гематит, яшму, мрамор, авантюрин, горный хрусталь, агат, халцедон;
  • Проект рисунка создавался с учётом особенностей фактуры и естественного узора камней;
  • Форма плиток не ограничивалась классическим прямоугольником;
  • Платины укладывались настолько плотно друг к другу так, что зазор отсутствовал;
  • Технику использовали для украшения стен, элементов мебели (столов, шкафов), шкатулок, шахматных досок;
  • Филигранность исполнения («каменная картина»), сложность и реалистичность композиции. Мастера создавали марины, натюрморты, пейзажи, аллегорические сцены.

Мозаика, выполненная во флорентийской технике на створках деревянного шкафа, из 20000 цветных камней (яшмы, лазурита, мрамора, амазонита и прочих). Петергофская гранильная фабрика. 80-90-е гг. XIX в.

Техника и изображения

Сначала римская мозаика складывалась из цельной гальки. Такая техника получила название «варварская». Усовершенствование обработки камней позволило использовать для изображения вырезанные ровные фрагменты камней, за счет чего картины становились все более четкими.

Национальный музей Бардо, Тунис. Римская мозаика. Одиссей слушает пение сирен.

Известно четыре техники выполнения настенных и напольных рисунков древнеримской мозаики из обработанных камней:

  1. Opus tessellatum. Размер фрагментов более 4 мм. Крупная мозаика.
  2. Opus vermiculatum. Размер элементов картины менее 4 мм. Римская мозаика получалась более детальной и четкой.
  3. Opus sectile или Флорентийская. При данной технике используются фрагменты различного размера: как цельные камни, так и обработанные. Как правило, необработанный элемент помещали в центре, обрамляя его мелкими камнями или стеклами.
  4. Opus regulatum. Равные между собой элементы складывались в рисунок правильной геометрической формы наподобие шахматной доски.

По сравнению с цельнокаменным мощением техника opus tessellatum оставляла менее широкие швы между своими элементами. Промежутки между камнями закрашивались краской в тон фрагментам. Также использовали цветное стекло — смальту, произведенную из кремниевой кислоты и кобальта.

При технике Opus vermiculatum швы между колотыми камнями (тессерами) также подкрашивались. Картины становятся более четкими за счет уменьшения размера составляющих элементов. В такой технике сделаны сицилийские «Охотничья сцена» и «Голуби на чаше», «Обитатели морских глубин», «Всадник на тигре», «Завтрак женщины» в Помпеях.

Римская мозаика в стиле опус сектиле — более молодая техника, появившаяся благодаря стремлению сэкономить материал, создавая из камня пластины. «Плитками» и выкладывали нужное изображение. Этот метод требовал больших материальных затрат в силу своей технической сложности обработки камней. Римские мозаики в стиле опус сектиле украшали дома очень богатых господ.

Техника опус регулатум создавала геометрически правильные рисунки и использовалась для мощения дорог.

Кроме гальки, использовались также полудрагоценные камни, мрамор, известняк, щебень, стекло (смальта). Последнее вследствие дешевизны и эффектности стало наиболее распространенным материалом для выполнения изображений. Стекло использовалось при создании потолочных, настенных и напольных мозаичных картин. Эти произведения украшали храмы богов и дворцы патрициев.

Смальта изготовлялась из кобальта и кремниевой кислоты, ей придавались оттенки. Это разноцветное стекло словно светилось изнутри. Изготовление смальты обходилось дешево. А внешний вид мог имитировать драгоценные и полудрагоценные камни.

Преимущества материала

Мозаика не теряет своей популярности на протяжении многих веков. Это обусловлено множеством достоинств, которые отличают данный материал. Перечислим некоторые из них.

  • Прочность. Плитка не портится от перепадов температур, а также характеризуется устойчивостью ко влаге. Мозаике не страшны механические повреждения, она не трескается и не деформируется. К тому же, внешний вид плитки и насыщенность красок не меняются под воздействием солнечных лучей.
  • Долговечность. За счет своих качеств мозаика прослужит много десятилетий. Поэтому если вы украсите свой интерьер мозаикой один раз, вам не придется больше думать о ремонте.
  • Эстетичность. Панно и фрески, сделанные из римской мозаики, выглядят просто потрясающе. Они преобразят любой интерьер и придадут ему особый и неповторимый стиль. А варианты картин, которые можно создать при помощи этого материала, могут быть самыми разнообразными.
  • Практичность. Покрытие из мозаики не требует особого ухода. Ее легко очистить от любых загрязнений, не прилагая усилий и не тратя много времени.
  • Еще одним преимуществом римской мозаики является простота ее реставрации. Поскольку общая композиция состоит из множества отдельных элементов, их получится легко обновить при необходимости. Это делает срок службы такой плитки еще больше.

Несмотря на все плюсы данного материала, следует отметить и пару недостатков.

У вас не получится сделать качественное панно из римской мозаики своими руками, если вы не имеете подобного опыта

Для этого придется нанимать профессионалов и приготовиться к тому, что процесс весьма трудоемкий и занимает немало времени.
Также немаловажно и то, что стоимость оформления при помощи римской мозаики по карману не каждому. Особенно если речь идет о больших площадях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотые руки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: